Мы нужны друг другу. Университеты – мосты в будущее
Из окон филиала МГУ в Баку виден поселок Ходжасан, что в тридцатые годы ХХ века возник на окраине столицы Азербайджана. Жителей – чуть больше трех с половиной тысяч, до ближайшей железнодорожной станции - 4 км. Есть асфальтированная дорога, но когда ее подмораживает, да заметает снегом, водители автобусов просят пассажиров пешком подниматься к университету. Для машин на летней резине пара сотен метров вверх – испытание, при северном ветре можно уехать в кювет. Таким утром последний этап пути к родным пенатам студенты одолевают медленно, помогая друг другу и смеясь. А потом выставляют фото в фейсбук, брюзжа о вынужденной прогулке «в снегах» к альма-матер. Но такое – раз-два в год, не чаще. В основном молодежь обожает свой универ и признательна Ходжасану, нашедшему вволю места для кампуса. Его линии видны издалека, рельефно вписаны в ландшафт, амбициозно заявляя, что представляют культуру ХХI века.
Государственный подход
В девяностые годы кто только не создавал филиалы вузов. Под лозунгом приближения высшего образования к жаждущему его населению они росли, как опята на старых пнях: кучкой в неприспособленных помещениях. Мало кто из этих филиалов сумел с годами окрепнуть, трансформироваться в нужное региону и своим создателям достойное учреждение высшей школы. МГУ тогда первым, с подачи его ректора Виктора Садовничего, взялся за организацию филиалов в бывших республиках СССР. Цель была – не финансы привлечь, а заложить основу будущего сотрудничества России с новыми независимыми государствами, разом возникшими вдоль наших границ. Ни законодательной базы для этого не было, ни опыта, зато масса противников. Но ректор, проявляя дипломатичность и прозорливость, не торопил свою команду, требуя только главного - выстраивания отношений на основе профессионализма и ответственности. Как истинный государственник, Садовничий знал, что надо закладывать основу для представления классического университетского образования России на долгие-долгие годы. Сложно было, одни соседи молча тормозили, другие городили препятствия – и впору было отступиться, но МГУ имени М.В.Ломоносова понимал значение начатого дела, находил соратников, и сейчас у него пять филиалов в СНГ и один, бывший Черноморский, в Севастополе.
В Баку Филиал МГУ принял первых студентов в 2008 году, и с первых дней возглавляла это учебное заведение Наргиз Пашаева, филолог, ныне – академик НАНА, до назначения ректором имевшая опыт работы проректором Бакинского госуниверситета. Поначалу зданием поделилась Национальная академия наук Азербайджана, потом выделили землю в Ходжасане – и в 2010 году там начали стройку. Средства на нее дало правительство Азербайджана, его же решением было определено, что гражданам своей страны государство оплачивает учебу в филиале МГУ, плюс им дают стипендию, предоставляют общежитие. Возможности для этого появились: на пяти гектарах возвели учебный корпус, где на 36 тысячах кв. м разместились более 70 аудиторий, лаборатории, лингафонные кабинеты, библиотеку, молодежные центры, столовые… Рядом - спортивный комплекс с бассейном да трехэтажные студенческие общежития и дома для командированных преподавателей. Все «с иголочки», оснащено оборудованием, которое считается лучшим в Европе. Местные преподаватели преподают только азербайджанский язык, литературу и историю, остальные дисциплины по учебному плану, утвержденному в МГУ, ведет профессура из Москвы. Работают вахтовым методом, прилетая два-три раза в год минимум на три недели. Сначала прочитывают курс, проводят коллоквиумы и семинары, потом приезжают на сессию. За годы существования филиала в Баку МГУ командировал более 1100 преподавателей. Многих из них мы встречали в лабораториях, в аудиториях, но отвлекать их от занятий было неловко. И только увидев в столовой, среди студентов, познакомились с Татьяной Капустиной. Она - доцент МГУ, в филиале - с 2009 года, преподает «дифференциальные уравнения».
«Нравится?» – «Да, условия хорошие и ребята замечательные – мотивированные». – «Это обусловлено строгим отбором или убеждением, что образование – путь наверх, к достойной жизни?» – «И тем, и тем. На факультете математики, как ни странно, много девочек, они учатся с желанием и явным удовольствием. В университете царит правильный настрой».
В компании мудрецов
Настрой этот возникает у будущего студента еще на Дне открытых дверей, в этом году на него 8 апреля пришли 750 человек. По традиции, большинство ребят узнали о вузе от конкретных людей - студентов или даже выпускников. Потому, завидя планшеты с фотографиями, с пристрастием рассматривали снимки, выискивая знакомые лица. И часто находили. Мы – тоже: вот фото, когда дипломы вручал сам Виктор Антонович Садовничий; вот память о выпускных испытаниях, где Госкомиссию возглавлял директор Института элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова академик РАН Азиз Музафаров. А это Сергей Лавров в окружении молодежи, впервые облачившейся в академические мантии… Не перечесть всех именитых персон, приезжавших сюда. Причем, не только по случаю какого-то торжества, а просто …познакомиться с будущей элитой Азербайджана.
Есть в вузе традиция встреч в «Клубе 13-ти мудрецов». Войдя в его небольшой зал, ты оказываешься в кругу гениев – с крупных портретов, развешенных по стенам, на тебя глядят М.Ломоносов, А.Эйнштейн, Ф.Кафка, Л.Толстой, Ф. Ницше, Леонардо да Винчи, Низами Гянджеви, Ф.Достоевский, Л.Гумилев… Придумала клуб ректор, она же - инициатор большинства встреч здесь. Приглашает в основном ученых из России, стран СНГ, Европы, Азии, и всегда первой начинает беседу. К разговору подключаются коллеги-профессора, а свидетелями этих публичных дискуссий становятся еще и студенты, для которых тоже уготованы места в клубе.
Одним из первых, еще в декабре 2012 года, в «Клуб 13-ти мудрецов» был приглашен специалист по творчеству Достоевского доцент МГУ Александр Криницын. Причем, студентов в клуб зовут без учета специализации, а тех, кто интересуется богатством мировой культуры – таков классический университетский подход.
Сейчас МГУ в Баку имеет шесть факультетов: филологический, прикладной математики, химический, психологии, экономический, физический. Чтобы поступить сюда надо сначала минимум на 300 баллов сдать экзамены ГЭК (Государственная экзаменационная комиссия), а затем еще письменно на русском языке справиться с задачами, которые предложит экзаменационная комиссия МГУ. Не каждый на такой подвиг отваживается, но сильные рискуют. В лаборатории «электричество и магнетизм» мы познакомились с девушкой по имени Нигяр Асадова. Декан физического факультета Энвер Нахмедов, кивнув в ее сторону, заметил, что Нигяр - золотая медалистка, в ГЭК получила 677 баллов (по пятибалльной системе это 4,99). Представив, каково это – добиваться таких результатов, я поинтересовалась, видит ли она что-нибудь в жизни, кроме учебников? Застеснявшись, девушка с роскошной шевелюрой ответила тихо-тихо: «Да, я люблю заниматься бальными танцами. А МГУ выбрала давно, когда его еще только открыли в старом здании Академгородка. Здесь же, тем более, много интересного». Нигяр живет в Баку, мама – математик, а она поступила учиться на физический факультет. Его, как по заказу, открыли прошлой осенью.
И таких толковых ребят здесь много. Есть из дальних районов, где тоже работают русскоязычные школы. Лучших учеников там ориентируют на МГУ, опираясь на результаты учебы. Лауреатов интеллектуальных состязаний приглашают на предварительные соревнования по предметам, с желающими бесплатно занимаются математикой, химией или иностранными языками в воскресной школе, которую тоже организовали сотрудники филиала МГУ. И в результате, еще до поступления, некоторые успевают себя показать. Например, рассказал проректор по международному сотрудничеству Октай Тагиев, некоторые будущие абитуриенты отличились на 47-й Международной олимпиаде по химии, которая прошла в июле 2015 года в стенах этого вуза. В ней участвовали триста школьников из 75 стран пяти континентов, а также - свыше 250 их педагогов, тьюторов, ученых-химиков. Организатором выступала команда филиала, руководителем - декан химфака МГУ академик РАН В.Лунин, президентом Олимпиады - ректор Наргиз Пашаева.
Международное мероприятие прошло «на ура» и привлекло к молодому образовательному учреждению внимание абитуриентов из других стран. Химии, кстати, тут уделяют массу внимания, не зря Азербайджан – страна нефти. Я с удивлением увидела в лаборатории с каким разнообразием местных нефтей они работают: апшеронская, нафталанская, добытая со дна моря биби-эйбатская, пираллахинская… Студенты изучают как их особенности, так и то, как защитить природу от разливов нефти. Обнаружилась на химфаке целая коллекция веществ, самостоятельно синтезированных студентами. Например, говорят, за одну практическую работу наготовили парацетамола … на всю оставшуюся жизнь. Конечно, важна степень очистки, но ребят впечатлило: в школе учишь по книжкам, а тут руки помогают запоминать… Как не увлечься? Отсюда и результат: на ГОСы приходят представители крупнейших компаний, слушают, знакомятся с выпускниками – и тут же предлагают им конкретные должности. Этот спрос свидетельствует, что филиал не зря выдает диплом вуза, известного своими кадрами всему миру. Держит марку.
Тори путь в свой Рай
Едва войдя в учебный корпус, я заметила цитаты. Их было предостаточно - в холлах, студенческих центрах, у входа в поточные аудитории. Не затасканные, часто неожиданные. Та, что принадлежит Борхесу – «Я всегда воображал Рай чем-то наподобие библиотеки»-заставила спросить, кто эту моду ввел? Уж больно к месту были слова, из Борхеса красовались над дверью в библиотеку.
Октай Тагиев опять ответил: «Это - идея ректора. Наргиз ханум их подбирала, тщательно продумывала, где разместить. Она - филолог, силу слова чувствует. Внутренний дизайн во многом она придумывала, отсюда и изящество, и строгость стиля. При этом с ней легко работать: она и ученый, и учебный процесс знает, и интеллигентна. В кабинет к ней любой студент может зайти, всегда примет, вникнет, постарается помочь».
- А с какими проблемами приходят студенты?
- Разными, как везде, – вступил в разговор проректор по научной работе Таги-заде Азад Таги оглы - Мы на факультете психологии даже завели тестирование. Предлагаем пройти любому обучающемуся или преподавателю. Смысл его в том, чтобы по альфа-волнам головного мозга определить, насколько глубоко ваш организм переживает стресс и как быстро от него восстанавливается. Психологи утверждают, что человека можно натренировать правильно реагировать на угрозу стресса и грамотно управлять собой. Не зря Министерство образования ввело в штатное расписание школ должность психолога. А их пока в достаточном количестве нет, мы - первый в Азербайджане вуз, где появился психологический факультет.
- Считаете, у его выпускников будет много работы?
- Самой неожиданной. Например, до начала 80-х годов, когда массово появились новые направления в науках, соответствующая терминология существовала на адекватном русском языке – скажем, рассеянные сложные системы… Потом стали использовать слова английского языка, и нарушилось прямое понимание процессов, тем более - сложных структурированных систем. Если у вас слово не рождает адекватную систему образов и ассоциаций, вы не можете этим понятием полностью овладеть. У вас в голове должна возникать четкая модель объекта, а она не формируется, если его описательные признаки разноязычные… Что, спрашиваете, делать? Активно развивать научные связи, проводить совместные исследования, больше ездить друг к другу, добиваясь взаимопонимания.
Второй аспект применения знаний психологов - создание социальных лифтов. Раньше ученые были одни из наиболее счастливых их пользователей, сейчас это стало гораздо сложнее. Поэтому в вузах надо особо внимательно относиться к студентам, получающим от государства адресную социальную поддержку. Они из семей, где навыка пользоваться социальными лифтами нет. Мы стараемся таким детям дать общежитие, недорогое хорошее питание, оплачивать командировки в Москву, все стажировки, практики за рубежом, они получают стипендии, в том числе именные. Зачем? Чтобы не потерять для страны этих талантливых ребят. Зарубежные фирмы охотятся за ними. А наши только начинают думать, что с ними надо отдельно работать, чтобы получить максимум отдачи. Ряд госкорпораций это уже осознали: наши выпускники трудятся в МЧС (анализ кадров, разруливание экстремальных ситуаций), в недавно созданном Центре политической психологии. Там анализируют специфику политических движений, методик управления большими массами людьми… За рубежом такие наработки есть давно, их во всю используют. Вот и мы, если не хотим, чтобы нами беззастенчиво манипулировали, должны развивать эти направления.
Третье - дети меняются. У них ниже готовность к вдумчивой, внимательной и тяжелой работе по вниканию, структурированию больших объемов информации. Читать стали меньше, а без чтения гаснет воображение. Дети не привыкают представлять ситуацию, хотят воспринимать ее картинками… У нас хорошие дети, но их все труднее обучать научному типу мышления. Слава Богу, теперь стали возвращаться к заданиям, где думать нужно, а не только выбирать предложенные ответы. Мышление развивает письменный экзамен! Старые методики обучения не адекватны, ибо девальвация информации происходит с огромной скоростью. Раньше можно было выучиться на инженера, и всю жизнь на этом багаже проработать. А сейчас через три-пять лет после получения диплома, если ты не учишься, становишься профаном. У программиста вообще за полгода все устаревает. Потому новое должно входить в жизнь университета ежедневно.
- И что, например, у вас сегодня нового?
- Через пять минут встреча с руководителем Электронной библиотеки МГУ. Он расскажет, как через нашу сеть мы можем выходить не только в фонд МГУ, но и те иностранные фонды, на которые МГУ подписан. А через три часа отправляем нескольких человек выступать на Международную выставку по логистике. Они сообщат о моделях, по которым наши студенты могут обсчитывать работы для Каспийского региона.
Елизавета Понарина
Газета " Elm " 19.05.2017